Google+
Привет.
С первого июня 2021 года в России планируется ввести
обязательную регистрацию мобильных устройств по IMEI.
IMEI (Википедия) (англ. International Mobile Equipment Identity — международный идентификатор мобильного оборудования) — это номер, обычно уникальный, для идентификации телефонов GSM, WCDMA и IDEN, а также некоторых спутниковых телефонов. Имеет 15 цифр в десятичном представлении, где последняя цифра контрольная по алгоритму Луна, либо 17, где ещё две цифры — это версия.
Источник: keddr.com
Ожидается, что это поможет снизить количество краж мобильных
устройств, так как, по мнению авторов законопроекта, кража телефона потеряет
смысл, так как станет нерентабельной из-за возможности блокировки оператором
связи такого краденого устройства.
Попробуем со своей дилетантской позиции порассуждать об
эффективности и истинных целях данной инициативы.
Для начала давайте поговорим о том, как предполагается
реализовать этот законопроект.
Суд по всему, база будет единой, а значит, потребуется посредник,
который будет хранить всю базу этих самых IMEI-номеров. Это закономерно не только по национальной традиции
плодить посредников везде, где только можно, но и по другой простой причине –
похоже, что ни один из существующих операторов связи не готов доверять другим
операторам связи в том, что касается данных об абонентах. Ну да ладно, подобная
практика уже имеется – в свое время посредник был использован и при запуске
портации номеров между операторами (MNP).
На сегодняшний день на роль посредника даже найден кандидат,
им станет Центральный научно-исследовательский институт связи, который впоследствии
будет управлять базой данных IMEI в России.
Иными словами, будет сформирована единая база IMEI-номеров устройств, куда
каждый импортер устройств в Россию (организация либо физическое лицо) будет
обязан внести IMEI импортируемого устройства, иначе операторы связи смогут
заблокировать устройство, IMEI которого будет отсутствовать в базе либо окажется
неуникальным.
Теперь о самом главном, об условиях.
Предполагается, что устройства, зарегистрированные в сетях
сотовых операторов до вступления закона в силу, будут внесены в эту единую базу
бесплатно, а вот за все устройства, которые будут проходить регистрацию после
вступления закона в силу, придется заплатить. Причем платить будет тот, кто
устройство импортировал. То есть регистрировать устройства обяжут как
компании-импортеры, так и физических лиц.
Что касается размера платы за регистрацию, то изначально предполагалось ограничить ее суммой в 100 руб. за каждое устройство. Теперь же предполагается, что порядок и размер платы за регистрацию будет устанавливать правительство. Забегая вперед, не могу не спросить, от каких параметров и критериев будет зависеть итоговый размер платы.
Но это лирика. Идем дальше.
Теперь возвращаемся к цели сего мероприятия. Декларируется,
что данная инициатива позволит эффективнее бороться с кражами мобильных
устройств, а также перекроет каналы поставок мобильных устройств в обход
официальных дистрибуторов.
И если первую цель хоть как-то получается объяснить борьбой
за благое дело, то вот другая цель, кажется, с душком. Да, знаю, когда кажется,
нужно креститься, но кто бы что ни говорил, я явно вижу за этим всем длиннющие
уши АКИТ.
А как у них?
На самом деле, пользу от самого факта наличия подобной базы отрицать глупо, и тому есть масса примеров в других странах. Взять хотя бы США, где подобные списки используются уже очень давно. Однако даже у них единой база стала совсем недавно, и то не до конца. А до этого момента телефон мог находиться в черном списке одного оператора и при этом прекрасно работать в сетях другого оператора.
Но пример США не совсем корректный, так как там сеть не такая однородная из-за наличия операторов связи, использующих разные стандарты связи. Из-за этого регистрация смартфонов одного стандарта связи в принципе проблематична в сетях сотового оператора, работающего в другом стандарте связи. Главное в этой ситуации то, что регистрация для абонентов ничего не стоит.
Возьмем более близкие страны, где также есть регистрация мобильных
устройств по IMEI. Например,
Казахстан. И что же мы видим?
А видим мы, что для граждан регистрация устройств бесплатна. Любопытно, с чем это связано? Наверное, с тем, что в Казахстане используют какие-то нано-космические технологии, которые снижают издержки от этого, вне всякого сомнения, чудовищно трудоемкого процесса. Точно, по-другому и быть не может – просто в Казахстане развитие сотовых сетей шагнуло на световые годы вперед по сравнению с российским, и регистрацию устройств, наверное, выполняет искусственный интеллект, которому не нужно платить и который абсолютно не потребляет энергии (сарказм).
Может быть, все дело в том, что нашим операторам придется
строить инфраструктуру, с помощью которой можно будет отслеживать IMEI устройств
и блокировать тех, кто попал в черный список? Нет, эта система существует и
сейчас и прекрасно работает. Вообще, IMEI устройства можно было отследить
практически с самого возникновения сотовых сетей.
Более того, сотовый оператор при необходимости может в любой
момент посмотреть, какая SIM-карта,
с каким номером и когда использовалась в каждом конкретном телефоне. Это вообще
не проблема.
А еще оказывается, что многие сотовые операторы уже
тестируют эту возможность, что косвенно говорит нам о том, что техническая
возможность есть уже сейчас.
Так почему у них бесплатно, а с нас хотят брать деньги?
Предлагаю каждому самостоятельно ответить на этот риторический вопрос.
Теперь давайте порассуждаем о том, насколько эффективной
окажется подобная мера.
Для начала нужно понимать, что блокировка по IMEI утерянных
и краденых телефонов планируется только с 2024 года. А вот регистрация – уже с
середины 2021-го. Что, с одной стороны, понятно – необходимо сформировать базу,
а с другой стороны, ставит под сомнение благую цель борьбы с воровством
телефонов.
Дополнительные сомнения в благой цели вызывает и текст
пояснительной записки к законопроекту, в которой сказано, что совокупный объем
потерь бюджета России от неуплаты налогов при нелегальном или неучтенном ввозе
мобильных устройств достигает 16,6 млрд руб.
Может, дело в первую очередь в этом?
Тогда у меня встречный вопрос – какое отношение к налогам
имеет телефон, который человек купил в заграничной поездке, которую он оплатил
с честно заработанных средств, с которых он уже заплатил налог? И какое
отношение к налогам в РФ имеет зарубежный магазин, в котором этот самый турист
приобрел телефон для личного пользования?
Но это все домыслы и лирические рассуждения. Перейдем к
более насущному вопросу.
Как?
Ведь для эффективной реализации этого закона потребуется
принять еще ряд мер, направленных на исключение возникновения теневого рынка
этих самых IMEI, которые
при желании можно копировать и менять.
То есть придется придумать механизм, с помощью которого
можно будет обезопасить добропорядочного гражданина, сдающего аппарат на
ремонт. Ведь в процессе ремонта недобросовестный мастер сможет скопировать
белый IMEI и заменить
его на серый, а ничего не подозревающий клиент столкнется потом с проблемами.
Но это так, из разряда страшилок. Куда более реальный сценарий – использование
программ-генераторов IMEI,
позволяющих создать нигде не засвеченный IMEI с целью его дальнейшего использования в скомпрометированном
устройстве. Да, далеко не со всеми устройствами это возможно, так как далеко не
во всех устройствах можно этот IMEI сменить, но таковых тоже немало.
Кроме этого, не следует забывать и о том, что смартфоны
крадут не только для их последующей перепродажи, но и для сдачи на запчасти. И
если речь идет про дорогие устройства, то оригинальные запчасти могут принести
грабителю ощутимый доход. Например, сдать на запчасти даже заблокированный iPhone X можно за внушительные 10-15
тысяч рублей, что все равно крайне привлекательно для потенциального грабителя,
против которого и направлен этот закон.
В этой связи напрашивается еще один вопрос – насколько
прозрачной будет сама схема и насколько уязвимым будет механизм попадания IMEI-номеров в черные списки?
Можно будет просто продать телефон, а потом шантажировать нового владельца заявлением
на внесение в черный список. Но это снова страшилки. Важнее то, как можно и
можно ли будет вывести IMEI-номер
из этого черного списка.
Несмотря на все очевидные трудности и шероховатости этой
инициативы, необходимость подобного инструмента не вызывает сомнения. Сомнения
вызывает пункт про плату, которая что в случае с физическим лицом, что в случае
с организацией, так или иначе, ляжет на плечи конечного покупателя. Кроме того,
если следовать цели, декларируемой инициаторами законопроекта, которая
заключается в снижении количества краж, а значит, в поддержании правопорядка (а
предупреждение краж мобильных телефонов – это, бесспорно, поддержание
правопорядка), то окажется, что за поддержание правопорядка граждане уже платят
налоги и все мероприятия, направленные на это, должны оплачиваться из этих
самых налогов.
Остается только гадать, какие еще нововведения нас ждут и
сколько за это придется заплатить. Сомнений нет только в одном – платить
придется, и не раз.