Браузерные войны возвращаются?

Twitter

Google+

По материалам The Verge

Браузерные войны возвращаются?

Прекращение поддержки ОС Windows 7 одновременно с запуском новой версии браузера Edge на базе Chromium напомнило нам о том, что мы живем в совершенно новую эру ориентированных на пользователя продуктов Microsoft. Этот новый браузер от Microsoft доступен как на ПК с Windows, так и для устройств с macOS.

Если присмотреться внимательно, то браузер Edge вышел из стадии бета-версии уже некоторое время назад. У Тома Уоррена было немало сомнений насчет будущего развития Windows перед тем, как было принято решение о переходе на использование продуктов на основе Chromium, ресурсный код которого, по сути, развивается усилиями Google. Мы еще вернемся к этому вопросу, но начнем с более глобальных размышлений о ситуации, которая сложилась с браузерами в настоящий момент. Просто потому, что после многолетнего стазиса ситуация начала меняться.

Буквально в тот же день, что и запуск Edge, пришли грустные новости о том, что Mozilla увольняет порядка 70 человек. В публичном обращении временный СEО компании Митчелл Бейкер написал, что «для ответственного дополнительного вложения средств в инновации и развитие Интернета мы можем и должны работать соответственно нашему базовому финансированию».

Новости от Mozilla и Microsoft напрямую не связаны, но имеют огромное множество косвенных точек соприкосновения. Обе компании ощущают, что последние несколько лет они конкурируют с Google. Для Microsoft это было осознание того, что проект по созданию собственного движка веб-рендеринга – это попытка взобраться на гору, которая не стоит вложенных средств. Слишком много сайтов отображались в Edge некорректно, зачастую по причине того, что их ресурсный код писался целенаправленно под Chrome или Safari с использованием соответствующего вебкита вместо того, чтобы следовать неким более общим стандартам. Ирония в том, что много лет назад Internet Explorer буквально ломал сети, поскольку требовал использования специального кода от разработчиков сайтов.

Так что перед Microsoft встал трудный вызов: она должна перейти на использование тех же технологий, которые лежат в основе Chrome. Но вот пара ключевых отличий: Microsoft использует другой механизм сетевого отслеживания в сравнении с Google и очевидно встраивает Edge в экосистему сервисов Microsoft. 

Для понимания будущего требуется понаблюдать за тем, насколько успешно этот основанный на Chromium браузер Edge сможет интегрироваться в систему Windows. Стоит заметить, что до сих пор некоторые Email-клиенты от Microsoft используют движок рендеринга HTML от Word, как бы дико это ни звучало, но инерция в данной системе очень велика. С другой стороны, рендеринг HTML оказывает огромное влияние на операционную систему в целом, так что посмотрим, как Windows будет влиять на развитие Chromium и наоборот. Например, в старом Edge была немаловажная деталь – он очень бережно относился к расходу энергии, давая аккумулятору меньше нагрузки.

Отдельный вопрос, как фреймворк приложений от Microsoft будет выглядеть в будущем. Сколько в нем будет от Electron, сколько от Progressive Web Apps и сколько собственно приложений Windows. Ни на один из заданных вопросов пока нет ответа, но Тому Уоррену придется отвечать на все. Так что подождем развития событий.

Для Mozilla вызовом стало возвращение к Google Search как поиску по умолчанию в Firefox и использованию более приватной модели. Решение Firefox по блокировке систем отслеживания, в свою очередь, заставило Apple перейти к еще более агрессивной политике в данной области. А теперь и Google пришлось, следуя тренду, отключить сторонние cookie.

Это все говорит о том, что войны между разработчиками браузеров почти неизбежны и они приближаются. В общем, сейчас ситуация выглядит следующим образом: мобильная сеть сломана, и неограниченное отслеживание и передача данных сделали посещение веб-сайтов потенциально опасным, но поскольку экосистема интернет-сайтов и рекламных компаний не может исправить эту ситуацию коллективными действиями, то решение проблемы тотальной слежки лежит на плечах разработчиков браузеров. При этом каждая компания, создающая свой браузер, использует свой собственный подход в разработке способов избежать отслеживания, никто никому не доверяет, действуя скорее в интересах глобальной сети, а не роста доходов компании.

Короче говоря, браузерная война будет, и она будет нелегкой.

Не будем вдаваться в детали предложений по решению проблемы отслеживания, которые уже озвучены, поскольку события изменяются слишком быстро и самыми разнообразными путями. Можно быть уверенным, что в ближайшее время мы получим Google Privacy Sandbox, Apple Intelligent Tracking Prevention и настройки Mozilla по умолчанию, которые массу всего отключают и отклоняют. Но это в будущем. Пока важно помнить о двух вещах.

Первое. Есть новые браузерные технологии и ограничения, которые могут радикально изменить то, как работает реклама в Интернете, и могут сделать защиту приватности проще, независимо от того, какой браузер вы используете. Поскольку это сеть, то это займет время, но доберется до всех.

Второе. Многие смотрят на браузерные войны как на передел долей рынка. И на этот раз данная шкала не подходит. Война будет, но в ней нельзя ни победить, ни проиграть, основываясь просто на переманивании масс пользователей. Потому что большинство пользователей нельзя будет переманить на ключевой платформе – мобильной.

В 2020 году война десктопных браузеров – это жалкая стычка на фоне браузеров на телефонах.

На телефонах же большинство людей отнюдь не полностью свободны в выборе браузера. Особенно это касается пользователей iPhone, поскольку Apple просто блокирует приложения, которые не используют ее технологию веб-рендеринга. И исключительно с самыми благими намерениями на Android большинство браузеров используют только Chromium. Да, европейские власти принудили Google давать пользователям выбор браузера по умолчанию в Android, но пока слишком рано говорить о том, насколько такие административные меры оказались эффективными.

Это снова возвращает нас к новому Edge. Microsoft отдала себя всю Android настолько, что работает над созданием собственного смартфона Surface на базе ОС Android. Так что с точки зрения Microsoft вполне оправдано желание получить собственный браузер, который будет идеально соответствовать ее сервисам на данном смартфоне.

Самый простой путь добиться этого в ОС Android – использовать Chromium. И если вы хотите, чтобы ваша компания была хороша с Chromium в мобильной версии, то, значит, неплохо бы убедиться в том, что она так же неплоха с Chromium в настольной версии, то есть на Windows. Нелишне будет снова повторить мысль о том, что Microsoft требуется продвигать сервисы на мобильных устройствах, тем более что именно это мы и видим из шагов ее руководства. Новые браузерные войны – это не про создание самого быстрого или самого лучшего браузера, это про выбор сервисов и доверие политике безопасности.

Пока же стоит скачать новый Edge. И установить Firefox. И еще пару-тройку других браузеров. И наблюдать вживую развитие состязания между их разработчиками, ожидая, что в каком-то будущем они создадут мобильный Интернет, который будет лучше нынешнего.

источник