Google, не будь злой!

Twitter

Google+

Почему
компания Google не следует собственной идеологии? Пытаемся разобраться с
фактами на руках.

Google, не будь злой!Раритетное изображение 2012 года
marketingland.com

В мировом кинематографе в жанре «фильмы ужасов» часто можно встретить сюжет, когда хороший днем персонаж ночью превращается в чудовище. Это может быть пастух, который днем заботится об овцах, играет им на флейте красивые мелодии для хорошего настроения, а ночью превращается в кровожадного монстра, рвущего их на части. Или депутат, который день напролет рассказывает о любви к ближнему, а ночью надевает простыню с дырами для глаз и отправляется на сходку Ку-клукс-клана. Это типичные персонажи из мира кино, а также желанные пациенты для любого психиатра, любящего свою профессию. Но как прикажете относиться к подобному явлению, если речь идет о трансатлантической компании, где деятельность разных подразделений вступает в конфликт между собой? Особенно если это глубокий конфликт «показывать/не показывать рекламу», идущий на идеологическом уровне. Да и в случае компании Google нет привычного переключения поведения на дневное и ночное, все происходит сразу и одновременно.  Дабы разобраться во всем этом, необходимо препарировать компанию Google, разделить два спорящих полушария ее головного мозга и выслушать аргументы каждого.

Рациональное полушарие

Полушарие активизировалось в 2000 году, глядя на успешную деятельность
г-на Билла Гросса (признанного автора контекстной рекламы, 1997 год) по продаже
рекламных ссылок, выпадающих в самом верху при выводе результатов поиска в
браузере.

Google, не будь злой!
Билл Гросс, отец зла контекстной рекламы.

В 2000 году в компании Google была создана группа разработчиков, призванная позаимствовать хорошую идею и на ее основе создать новый продукт. Возглавил группу Ричард Холден, и уже в 2002 году продукт под названием AdWords заработал на полную катушку.

Google, не будь злой!Ричард Холден

Система работает очень просто: рекламодатель размещает свою рекламу в Google и платит ей за количество просмотров. Первым клиентом рекламы Google стала маленькая компания по продаже лобстеров, а оплата рекламы производилась по принципу CPM (cost per mille) – стоимость за тысячу показов. В настоящее время оплата рассчитывается интегрально, появившиеся вычислительные мощности позволяют точно определить количество «кликов» и время просмотра видеорекламы. Тарифы CPM ушли в прошлое, и теперь каждый отданный рублик, каждая копеечка имеют внятную основу.

Обладая огромной вычислительной мощностью, реализованной глобальной сетью собственных серверов, компания Google получила преимущество перед конкурентами. Преимущество это касается самой важной части всего рекламного процесса – учета эффективности рекламы и, как следствие, получение вожделенных «больших данных» (Big data), которые можно анализировать и на основе полученных выводов бесконечно оптимизировать процесс продажи рекламы. Процесс создания и размещения целевой рекламы стал очень прост для непрофессионалов и бесконечно сложен для серьезного рекламодателя, которому на фоне конкуренции приходится придумывать новые приемы привлечения внимания пользователя.

Во всей этой истории единственным пострадавшим лицом традиционно
выступает конечный пользователь, который не хотел портить глаза мигающей
рекламой в 2000-е, а теперь не хочет тратить время на идентификацию блока,
реклама это или нет, настолько они стали похожи своими превью.

Google, не будь злой!

Во вторую неделю нового года внешний вид рекламных сообщений от Google под
поисковой строкой в десктопных браузерах снова изменился. То, что раньше
отличалось цветовой гаммой от остального блока результатов, теперь не
выделяется никак. Скромная надпись «реклама»
тонет в общей информации, и вероятность ошибочного нажатия на рекламную ссылку
возрастает. Мы с вами толстокожие россияне и привыкли не обращать внимания на
такие мелочи, но на родине Alphabet Inc. поднялся изрядный шум, обвинения Google в
нечистоплотности сыпались отовсюду.

В ответ на летящие в экран тапки и публичные обвинения компания Google поспешила твитнуть, но ее ответ больше похож на заявление свободного художника о том, что на черную линию надо смотреть как на «парадигму социальной дисфункции в квантовом поле»:

В прошлом году наши результаты поиска на мобильных устройствах приобрели новый облик. На этой неделе это касается результатов для настольных компьютеров: на нем заметно представлены доменные имена сайтов и значки брендов, а также выделенный жирным шрифтом ярлык «реклама».

Иными словами, благодаря новому графическому оформлению рекламных
ссылок, по мнению Google,
стало даже удобнее отличать рекламу от настоящих результатов поиска. При этом скромно
упускается тот факт, что на экране смартфона надпись «реклама» занимает гораздо большую площадь, чем на мониторе
компьютера, где она малозаметна в принципе. Хитрая оптическая ловушка Google захлопнулась,
и теперь все пользователи должны вырабатывать новый рефлекс, позволяющий
автоматически пропускать рекламные блоки.

Мы все как-то привыкли к тому, что компания Google имеет
имидж доброжелательной, борется за права людей и животных, заботится о нашем
здоровье и времени. Так что с ней случилось? Откуда эта публичная демонстрация
оголтелого рационализма? Но прежде чем мы перейдем к этому, посмотрим на те
жалкие ростки гуманизма, которые нет-нет, да и проклевываются сквозь кожаный
бухгалтерский портфель.

Эмоциональное полушарие

В 2009 году компания Google запустила ресурс «Эксперименты с Google», на котором каждый разработчик мог разместить уникальную разработку, и в случае успеха она могла стать штатным приложением (настройкой) Google. И так уж сложилось, что кроме формы письменного обращения в поддержку компании или общения в фирменном блоге, это единственная площадка, на которой можно своеобразно «пожаловаться» по существу или предложить инновацию. В прошлом году Google открыла так называемую платформу Digital Wellbeing Experiment, название которой можно перевести как «Эксперименты по цифровому оздоровлению». А «так называемая платформа» она потому, что это всего лишь новый раздел сайта «Эксперименты с Google», точность в определениях важна всегда. В этом разделе собраны разработки, которые должны отучить юзера часто пользоваться Google. Это звучит слишком странно, особенно исходя из мнения другого полушария, но так и есть. Более того, наиболее понятные и красочные идеи из этого раздела по «оздоровлению» компания Google с удовольствием публикует в своем блоге, намекая, что, возможно, когда-нибудь в далекой-далекой галактике одно из них может стать официальным приложением в том или ином виде.

Посетители этого раздела будут удивлены тем, как компания борется со
своими доходами. Так, например, один из методов заключается в помещении
смартфона в бумажный чехол, который оставляет рабочими все функции, кроме,
собственно, самого экрана.

Другим методом борьбы со смотрением на экран (и рекламу Google) является визуализация времени включенного экрана. Эстетам должен понравиться эксперимент Activity Bubbles, который реализован в виде живых обоев. При каждом включении экрана на рабочий стол падает шар, диаметр которого зависит от времени прошлой сессии или времени отключенного экрана.

Идея действительно прекрасна, ведь каждому шару в перспективе можно присвоить логотип наиболее часто используемого приложения.

Google, не будь злой!

Более раннее приложение из раздела про «оздоровление» Unlock Clock уже можно скачать в Google Play, не перепутайте, оригинал идет за авторством Google Creative Lab. Приложение выводит на экран блокировки (есть режим живых обоев) время включенного экрана, глядя на которое, пользователь должен расстраиваться, если он считает себя зависимым от смартфона и собирается лечиться от этого. А таких людей немало, судя по комментариям под актуальной статьей В. Нимина.

Еще более радикальным средством «цифрового оздоровления» является проект Morph, берущий вашу жизнь под тотальный контроль. Пользователю предоставляются временные рамки, вне которых он не может использовать функции смартфона в полном объеме. Например, приложения для работы запускаются только в рабочее время, зайти на частную почту можно только утром и вечером, на YouTube – только вечером и в выходные. И хотя в приложении пока еще нет расстрельного взвода, кто знает, чем закончится эта игра в самоконтроль. Знаете, идеология разработчика напомнила мне утверждение Владимира Вольфовича Жириновского о том, что лучшие стихи были написаны голодными узниками в тюрьме, или незаконный метод лечения наркомании путем приковывания пациента наручниками к батарее парового отопления.

Такое приложение, исходя из технических соображений степени допуска к
системным настройкам Android OS,
может быть легальным и рабочим (без Root-доступа) только под брендом Google.

Насколько все это согласуется с тем, что Google активно показывает
свое желание продавать еще больше рекламы? Никак не согласуется и даже
противоречит, и нужно учитывать, что все эти ростки гуманизма существуют в правовом
поле Google, а это
значит, что они без объяснения причин могут быть вырваны рукой главного
садовника в любой момент.

Выводы и заключение

Все, что происходит с Google, напрямую зависит от результатов голосования акционеров Alphabet Inc., происходящего на ежегодных встречах. Даже такая сугубо техническая вещь, как условия размещения контента или рекламы, собирает десятки миллионов голосующих акций «за» и «против». Об этих голосованиях рядовой пользователь не может узнать ничего, кроме времени их проведения, количества участвовавших голосов, результатов и тем голосования, названия которых «обезжирены» внутренней цензурой компании, т.е. неконкретны. Убедиться в этом можно здесь.

Проголосовать за решение о «контрастной» рекламе или других
высокоморальных штуках может владелец одной акции с правом голоса, он не
потеряет много денег, зато приобретет душевное спокойствие. И совсем по-другому
выглядят интересы владельцев больших пакетов акций, им есть что делить и терять:

Google, не будь злой!

Борьба за свои доходы имеет и более конкретные проявления, например, недавнее письмо сенатора Рона Уайдена с требованием расследовать технологии блокировки рекламы, обращенное к регуляторам. По мнению Рона (и, похоже, неких крупных акционеров), любимый многими сервис AdBlock нарушает условия свободной конкуренции. И в этом свете все те экспериментаторы выше, их прекрасные идеи и намерения в существующих условиях бытия никогда не станут готовыми продуктами или частью реальной идеологии, если приведут к снижению доходов Google. И все же.

Весной 2018 года произошла маленькая незаметная революция, в ходе которой условные «олигархи Google» потерпели поражение. Суть ее заключалась в том, что из устава Alphabet Inc. был убран девиз «Don’t be evil» (не будь злым), но уже в июле 2018 года он вернулся на место. Возможно, доброхоты среди акционеров Google все еще есть – люди, для которых есть вещи, которые нельзя купить или продать.

Google, не будь злой!

Друзья, как вы считаете, кто победит в этой экзистенциальной схватке? Сможет ли Пьеро (гуманист-новатор) слезть с руки Карабаса-Барабаса (капиталиста) и захватить кукольный театр, чтобы показывать представления бесплатно? Каким станет Google будущего?

источник